ПЕРВИЧНАЯ ПРОФСОЮЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЁТНОГО СОСТАВА ОАО "Авиакомпания"Россия" профессионального союза летного состава России (Санкт-Петербург)

Отчетный доклад по основным направлениям работы ПЛС ОАО «Авиакомпания «Россия» за период с апреля 2020 г по март 2021 г.

СОУТ (специальная оценка условий труда)

ПЛС в 2020 г. продолжил оспаривать в судах результаты СОУТ летного состава, проведенной Клинским институтом охраны условий труда, дойдя до рассмотрения в Верховном суде РФ. Одновременно проводятся одобренные и профинансированные Министерством труда исследования института им. Измерова по напряженности летного труда. Прикладываются все усилия, чтобы они были доведены до конца и легли в основу особенностей методики проведения СОУТ на рабочих местах членов экипажей воздушных судов.

В распоряжении ПЛС имеется приказ (№79 от 23.03.2021г) о проведении СОУТ рабочих мест в АО «Авиакомпания «Россия», в том числе пилотов и бортпроводников SSJ-100 с апреля по октябрь 2021 г. Этим же приказом создается комиссия по проведению СОУТ в состав которой вошли представители всех профсоюзов работающих в АО «Авиакомпания «Россия». Оценивая опыт предыдущего проведения СОУТ в нашей авиакомпании, а также изменения внесенные в ФАП, предполагаем, что профсоюзам опять предстоит бороться за правильность проведения СОУТ и в случае, если работники будут не согласны с результатами СОУТ, судиться. Поэтому просим всех, не оставайтесь молчаливыми наблюдателями, помогайте профсоюзу на этапе проведения СОУТ, помните, что только профсоюз по закону представляет ваши интересы перед работодателем.

Постановление Правительства №2467 от 31.12.2020 г

31.12.2020 г. Председателем Правительства РФ Мишустиным М.В. подписано Постановление Правительства об утверждении перечня нормативных правовых актов, в которые нельзя вносить изменения. При внесении изменения в приказы, упомянутые в Постановлении Правительства, исполнительный орган обязан разработать новый нормативно-правовой акт, предыдущий признается утратившим силу. В перечень включены приказы: №50 "Медицинское освидетельствование летного состава", ФАП 147 требования к ЧЛЭ, приказ №139 "Особенности режима рабочего времени и времени отдыха" ФАП 128"Подготовка к выполнению полетов"; Постановление Правительства №690 "Об утверждении правил проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получения пилотского свидетельства".

Изменения в ФАП вносились достаточно часто, поэтому данная мера Правительства с одной стороны направлена на упорядочение законодательства, с другой стороны может негативно повлиять на работу отрасли.

Приказ Минтранса №139

Продолжается работа ПЛС по внесению изменений в приказ Минтранса №139 – это положение по рабочему времени и времени отдыха членов летных экипажей воздушных судов. ПЛС России внесены предложения о ночной полетной смене, о величине полетной смены в зависимости от времени явки на работу, о начале полетного времени с момента движения ВС.

Данный проект приказа не может пройти согласование Минтранса, так как представители объединения работодателей выступают против внесения данных изменений.

Внесение изменений в 139 приказ может затянуться по двум причинам:

-Министром транспорта назначен генеральный директор Аэрофлота Виталий Савельев известный своим «потребительским» отношением к летному составу.

- В соответствии с Постановлением правительства №2467 от 31.12.2020 г. 139 приказ входит в перечень нормативных правовых актов, в которые нельзя вносить изменения. Внесение любого изменения требует отмены предыдущей редакции приказа и издания нового нормативно-правового акта.

Как предложение, может быть, стоит подумать о подаче иска в суд на АО «Авиакомпания «Россия» о нарушении рабочего времени при выполнении рейсов ночных по факту, учитываемых как дневные.

Охрана труда.

Вопрос охраны труда находится на постоянном контроле ПЛС. Это контроль за соблюдением режима труда и отдыха, графика отпусков и требований охраны труда при производстве работ.

При участии Транспортной прокуратуры и Государственной инспекции по труду Спб удалось через суд отстоять гарантии по учету рабочего времени на эстафетах, в результате Авиакомпания «Россия» вынуждена была привести РПП в соответствие с приказом Минтранса №139.

В главу 7 части А РПП АО «Авиакомпания «Россия» внесено изменение №21, в процессе обсуждения этих изменений, работодателем были учтены все замечания ПЛС.

Удалось убедить работодателя убрать из РПП требование по заправке воздушных судов силами членов летных экипажей с использованием стремянок.

Смогли договориться о порядке нахождения членов летных экипажей в резерве в домашних условиях.

 

Изменения в Положении по оплате труда.

Напоминаем, что индексация заработной платы в АО «Авиакомпания «Россия» не проводилась с 2015 г. Проблемы 2020 г в гражданской авиации только усугубили эту проблему. Изменения, вносимые в Положение по заработной плате летного состава, касались только оплаты членов экипажей ВС SSJ-100. Она была приравнена к оплате на А-319/320 и Б737. В конце 2020 г. и начале 2021 г. появились приказы, которые установили на 3 месяца доплату за освоение техники SSJ-100 и ввели гарантию по оплате работы на SSJ-100 и Б747. Также были утверждены изменения в Положение по оплате труда, которые вступают в силу с 01.04.2021г. Эти изменения противоречат ТК РФ создавая дискриминацию в оплате труда на других типах ВС. В связи с этим от имени ППО ПЛС ОАО «Авиакомпания «Россия», Межрегионального профсоюза пилотов, ППО Донавиа были направлены жалобы в Транспортную прокуратуру СПб и Государственную инспекцию по труду СПб о нарушениях законодательства. Ответов на данный момент нет.

 

Дополнительный отпуск.

Дополнительный отпуск летному составу за условия труда предоставляется на основании приказа МГА еще советского периода. Однако работодатели в лице своих представителей Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) продолжают инициировать отмену дополнительного отпуска. Начался очередной виток такой кампании. АЭВТ обратилось с письмом на имя заместителя министра транспорта Чалика И.П. с просьбой вернуться к рассмотрению вопроса об уменьшении дополнительного отпуска ЧЛЭ. Позиция ПЛС по данному вопросу однозначно отрицательная, также изложена в письме на имя того же Чалика И.П. и подкреплена доводами и обоснованиями. Предыдущие нападки на отпуска удавалось отбивать путем привлечения прессы, депутатов и проведением митинга, но учитывая то, кто сейчас возглавляет Минтранс, борьба будет нешуточной. В связи с этим встает такой важный вопрос, как численность. Чем больше членов профсоюза, тем легче отстаивать интересы работников перед работодателем. Работодатели, особенно крупных компаний, имеют влияние на исполнительные органы государственной власти. Только крупный, общероссийский профсоюз может противостоять этому давлению. Обращаем ваше внимание, что участвовать в трехсторонних комиссиях по рассмотрению важных решений, касающихся законодательства в области гражданской авиации, из всех профсоюзов объединяющих пилотов, имеет право только ПЛС России. ПЛС ОАО «Авиакомпания «Росся» является частью этого профсоюза. Представители ПЛС России - постоянные участники трехсторонних комиссии при Правительстве РФ. Представители ПЛС (Бойчук М.Ю., Морозов И.М.) входят в Общественный совет при Росавиации РФ, что позволяет оценивать и влиять на работу ФАВТ. ПЛС строит свою работу в соответствии с уставом, имеет центральный аппарат в Москве, выстраивает отношения со множественными государственными органами, политическими партиями и общественными организациями. Вся эта работа требует больших средств, а это в том числе напрямую зависит от численности профсоюзов.

Совету ПЛС известно, что часть летного состава выходит из ПЛС и вступает в иные профсоюзные организации, действующие в АО «Авиакомпания «Россия», которые привлекают более низкими членскими взносами. Конечно, это ваше право, но оцените возможность защиты ваших интересов и что вы можете потерять в итоге.

Не редко слышим упреки в адрес ПЛС, о том, что работы профсоюза не видно, часто предлагают обратиться к опыту западных стран по организации профсоюзного движения. Да, действительно на западе без санкции профсоюза работодатель шага не может сделать и все работники – члены профсоюза поддерживают решения совета профсоюза, вспомните те же забастовки бортпроводников в авиакомпании Lufthansa с требованием повышения заработной платы.

У нас ситуация совсем другая, работодателям профсоюз не нужен и поэтому используя все рычаги административного давления не позволяют в своей организации образовывать профсоюз, либо стараются усложнить работу профсоюзов, если они имеются, наша авиакомпания не исключение. Выстраивание отношений с работодателем во многом зависит от численности в профсоюзе, большое количество работников – членов профсоюза вынуждает работодателей считаться с мнением профсоюза. В нашей авиакомпании это тоже понимают и уже на этапе приема на работу рекомендуют не вступать в профсоюз. Но ПЛС старается выстраивать отношения с руководством авиакомпании, многие вопросы не без труда, но решаются. Если представить, что ПЛС не существует, то уже были бы отменены дополнительные отпуска для членов летных экипажей, 36 – часовая рабочая неделя и соответственно отменен более ранний выход на пенсию.

Привлекайте коллег в наши ряды.

Обращаемся к тем пилотам, кто остается в стороне от наших проблем: «Вы сами видите и ощущаете, что ваша лояльность к нашему руководству только усиливает всеобщую эксплуатацию пилотов. Свои интересы нужно отстаивать здесь, в этой авиакомпании».

Фотографирование.

В ноябре 2020г пилотам «Авиакомпании» было предложено добровольно передать информацию о персональных данных, а именно: фотографию, имя, профессиональные характеристики (должность, налет часов, награды и поощрения), личные увлечения, для размещения на развлекательном портале для пассажиров IFE. ONE в разделе «Представление экипажа пассажирам на борту ВС». Юристы ПЛС дали пояснения членам профсоюза об их правах. Письма с просьбой оценить данную ситуацию в плане производственной, транспортной и личной безопасности были направлены в Росавиацию РФ, ПЛС России, генеральному директору авиакомпании, ФСБ РФ. 130 пилотов не дали согласие на распространение своих персональных данных. На данный момент появилась информация о формировании списка «пилотов на особом контроле директора ДПП», идентичный списку пилотов, не давших согласие на предоставление персональных данных. ПЛС направлено письмо на имя генерального директора с просьбой подтвердить ранее данные гарантии об отсутствии административного давления на пилотов со стороны руководства авиакомпании.

Социальные программы.

Традиционно ПЛС уделяет внимание развитию и поддержке спортивных увлечений членов ПЛС. За отчетный период, не смотря на уменьшение доходов, в полном объеме профинансирована аренда теннисных кортов в спорткомплексе «Высота». Для любителей горных лыж, в связи с возросшей активностью, выделены дополнительные средства на аренду подъемников и поездки в горы юга и севера России. Были организованы экскурсии для членов ПЛС и их детей в музеи Санкт-Петербурга.

ПЛС оказал материальную помощь – 68 членам профсоюза в соответствии с Положением о порядке выплаты материальной помощи (рождение детей, юбилейные даты, компенсация за занятия фитнесом, а также помощь при непредвиденных обстоятельствах, таких как болезни, смерть близких родственников).

В этом году из-за сложной эпидемиологической обстановки, были вынуждены отказаться от новогодних представлений для детей, но приобрели и распространили среди членов ПЛС 220 новогодних подарков и 300 календарей.

К сожалению, в связи с уменьшением поступлений профсоюзных взносов из-за снижения заработной платы и уменьшения численности членов ПЛС, были вынуждены пересмотреть смету расходов и скорректировать в меньшую сторону некоторые позиции Положения по оказанию материальной помощи.

 

 

Пенсия.

Не может не волновать ПЛС проблема с пенсионным обеспечением членов летных экипажей списанных с летной работы. Дополнительная пенсия, назначается в соответствии с Федеральным законом №155 и формируется из средств перечисленных работодателями, исходя из выплаченной заработной платы членов летных экипажей. В 2020 г она претерпела значительные изменения, уменьшившись почти в 4 раза. Это изменение было вызвано, как объективными причинами - значительным снижением заработной платы (2.5 раза) из-за пандемии, так и субъективными – решением правительства приостановить социальные отчисления. Для привлечения внимания к проблеме пенсионного обеспечения ПЛС России было направлено в Правительство РФ соответствующее письмо.

Приказ №50 «Об утверждении Федеральных авиационных правил "Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации"

В ноябре 2020 г ФАП 50, был отменен, но Постановлением Правительства №2467 от 31.12.2020 г. продлило действие приказа Минтранса №50 до сентября 2021 г. В данный момент с участием ПЛС России продолжается обсуждение изменений в этот документ. Изменения касаются как объемов обследований, так и требований по срокам их проведения.  

 

Подготовка летного состава.

Снижение авиационных перевозок из-за пандемии Covid-19 повлияло на проблему востребованности летного состава. Вернулись пилоты из Юго-восточной Азии. Снизилась потребность в пилотах – выпускниках летных училищ (в 2020 г трудоустроились только 23 человека). На этом фоне проблема пилотских свидетельств «лишенцев» еще более обостряется. Тем не менее, была организованна группа из тех, кто проходил обучение в Челавиа, но не успел получить пилотское свидетельство. На базе АУЦ в ГУГА эта программа прошла апробацию. Обучение проходит за личные денежные средства соискателя по программе, утвержденной Росавиацией. Не все желающие попали в эту программу, поэтому ПЛС предлагает развить этот опыт, чтобы дать возможность «лишенцам» продолжить летную деятельность. Список желающих формируется.